28.03.2024    
  Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, главный научный сотрудник института животноводства УААН  

Главная
Резюме
Список публикаций
Услуги
Контакты
Новые книги
Полезные книги
Семинары и конференции
Новые корма и кормовые добавки
Тематика новых лекций
Заказ книг
Все статьи
Перспективные рационы кормления

 



Какие энергетики для высокопродуктивных коров предпочтительнее?

Какие энергетики для высокопродуктивных коров предпочтительнее?

Подобед Л.И. , доктор с.-х. наук,  профессор 

 

Современная теория энергетического питания высокопродуктивных коров  доказала необходимость  применения специальных  добавок – энергетиков в транзитный период. Как правило, эти добавки представляют собой  высокоэнергетические  продукты –пропиленгликоль, глицерин, защищённые жиры с максимальной энергетической ценностью, способные  преодолевать микробный барьер рубца, всасываться в кровь и попадать в печень коровы.  Там в результате гликонеогенеза  из указанных энергетиков синтезируется глюкоза, которая направляется к вымени коровы,  дополняя объём   собственных предшественников  молока. В результат скармливания 200-300г подобного рода энергетиков на голову  в сутки  удой коровы повышается на 2-4 литра, а жир и белок – на 0,2-0,3%.

На пример, в инструкции по применению  пропиленгликоля  указывается, что  эта  энергетическая кормовая добавка, предназначена у крупного рогатого скота для повышения удоя, жира в молоке и дополнительно  обладает антисептическим эффектом. Механизм действия пропиленгликоля сводится к быстрому  всасыванию в рубце,    включению  в межуточный обмен в качестве глюкопластичного вещества. Этот продукт  используется  для синтеза глюкозы и для непосредственной выработки энергии,  что компенсирует  возможный  дефицит энергии в кормлении жвачных животных и поэтому выступает  в качестве  средства против кетоза.

Для профилактики заболевания коров кетозом  пропилен добавляют за 2-3 недели до и 3-4 недели после отела в количестве 250-300 г/гол/сутки, а при  лечении кетоза в комплексе с противокетозными средствами — в течение 10-14 дней в количестве 350-500 г/гол/сутки.  Кроме того, пропиленгликоль блокирует попадание жирных кислот в печень.

Примерно такие же рекомендации описаны и для использования глицерина.  Поскольку пропиленгликоль может выпускаться в сухом виде, что упрощает его ввод в комбикорм, частота его  предложений и практика применения   существенно опережают  глицерин.

Однако  сначала   следует глубоко разобраться в механизме действия этого энергетика на организм коровы   и взвесить все плюсы и минусы  его практического применения.

Итак, надо обязательно учесть, что  в обмене веществ в  печени пропиленгликоль сначала должен превратиться в глицерин, ибо биохимически описан только  синтез глюкозы из глицерина, но не из пропиленгликоля. В каких клетках печени, а главное как пропиленгликоль  превращается в глицерин доподлинно неизвестно. 

 Однако даже если допустить, что такой синтез  прост и происходит с минимальным  тратами энергии,  дальнейшее превращение глицерина в глюкозу сопровождается существенными затратами энергии и  расщеплением    макроэргических соединений печени (АТФ до АДФ). (Рис.1.).

 

Рис.1. Превращение глицерина  в глюкозу в межуточном обмене  в печени.

Сколько энергии в составе молекул АТФ необходимо для синтеза одной молекулы глюкозы  нигде в литературе  не указывается.  Тем не менее, это уже наводит на мысль, что для того, чтобы получить  энергию в виде глюкозы, её надо сначала потратить  на синтез глюкозы из глицерина, а значит надо предварительно иметь в достаточном количестве. В условиях  «энергетической ямы» транзитного периода  такие траты в организме  коровы никак физиологически  не обоснованы и организмом не предусмотрены.   Поэтому  и сам процесс  пополнения запаса энергии в организме за счёт пропиленгликоля  (глицерина)  нельзя считать физиологически  оправданным.

Однако это  ещё не самое  главное  противоречие   применения пропиленгликоля и глицерина в практике кормления высокопродуктивных коров. Совершенно очевидно, что  скорость синтеза глюкозы из глицерола в печени  может не совпадать  со  степенью  накопления пропиленгликоля (глицерина)  в крови после всасывания из кишечника. Это означает, что нельзя даже приблизительно   прогнозировать, сколько свободного глицерина попадёт в кровь и будет  курсировать в кровяном русле,  так и не превратившись в глюкозу.  Это обстоятельство чревато тем, что  не успевший  превратиться в глюкозу  глицерин  сможет массово  вступать  в реакции взаимодействия со свободными жирными кислотами крови с образованием триглицеридов - т.е. жиров, а последние  будут откладываться в складках мышц тела, внутренних органах даже в транзитный период.

Этот механизм  доподлинно  объясняет, почему активное   применение кормового энергетика - глицерина (пропиленгликоля) в транзитную фазу   активирует процесс ожирения коров  в последнюю стадию лактации  и приводит  к  ещё большим проблемам с работой печени в лактацию следующую. Вот почему  применение пропиленгликоля к достоверному росту продолжительности  сроков хозяйственного использования коров  никогда не приводит.  На фоне применения жироподобных энергетиков (пропиленгиколя и глицерина) как выбраковывали коров  на третью лактацию по причине кетоза, так   и выбраковывают дальше в этом же возрасте, но только  уже  из-за низкой продуктивности.     

Кроме того, применение рекомендованных доз рассматриваемых энергетиков никто и никогда не увязывает с объёмом поступления белка  и  аминокислот для синтеза белков молока. Нет таких указаний в нормах, да и быть не может, ибо рассчитать точно, сколько энергии необходимо для синтеза скажем одной молекулы казеина или сывороточных белков молока  невозможно. А это означает, что лишний глицерин будет периодически появляться в крови и синтез триглицеридов с его участием  в тканях коровы  реален и значителен.  В транзитную фазу при любом раскладе энергетики корова всё равно будет мобилизировать запас питательных веществ тела и жира, в том числе, на синтез массы телёнка (до отёла) и синтез молока - сразу после него.  Это значит, что  увеличение вероятности  образования триглицеридов в крови  при использовании пропиленгликоля (глицерина)  в качестве энергетика можно считать доказанным. И чем больше этой добавки будет введено в рацион, тем больше жира будет отложено в теле коровы.  А уж в случае введения жидких энергетиков  через зонд,   повышение концентрации триглицеридов в крови коровы   фиксируется уже через 2-3 часа после введения и, причём абсолютно бесконтрольно.    

Как бы,  как и кто не позиционировал  энергетики  пропиленгликоль и глицерин всё равно надо признать, что это жироподобные энергетики, потому,  что они являются главной    составной  частью триглицеридов, а значит жиров, и их участие в процессе синтеза жиров в крови и  отложения его тканях никто не опроверг.

  Получается,  что эффект применения  энергетиков в виде жировых составляющих -  пропиленгликоля и (глицерина) только сиюминутный,  он  спасает корову от острого кетоза и повышает продуктивность  в начальную стадию  текущей лактации. Этим и манипулируют фирмы,  приписывая пропиленгликолю  невероятные преимущества.

Именно поэтому  поиск путей оптимизации энергетического питания  коров в последние годы сосредотачивается не на  полужирах-пропиленгликоле и глицерине, а на  средствах обеспечения животных дополнительным уровнем глюкозы,  минуя процессы  гликонеогенеза с участием пропиленгликоля (глицерина). Важно, чтобы  дополнительная  концентрация глюкозы,  всасываясь из кишечника,  поступала  из него  в кровь и далее в вымя коровы. Только тогда  активные  биохимические процессы без дополнительных превращений и затрат энергии  направят глюкозу к вымени и обеспечат активацию лактопоэза. При этом  энергетическое  равновесие в межуточном обмене будет регулироваться исключительно глюкозой без промежуточных реакций гликонеогенеза.  Тем более что «лишней глюкозы» в крови коровы в транзитный период никогда не бывает и по теории процесса быть не может.

 В случае дополнительного поступления глюкозы в организм профилактика кетоза будет обеспечиваться идеальным    энергетическим равновесием, а синтез глицеридов в органах и тканях на период отрицательного энергетического  баланса (транзитный период)   никак не повысится. Корова сохранит нормальную  упитанность к концу лактации, не возникнет  опасность ожирения печени, а сроки хозяйственного использования животных соответственно  увеличатся.

Все последние   прогрессивные энергетики разрабатываются не на основе  глицерин (пропиленгликоля), так как это  всё равно это жироподобные вещества, способные в любую минуту запустить синтез жира.

Современные энергетики   разрабатываются  на основе   защищённых углеводов  (олигосахариды, крахмал) способные  расщепляться не в  преджелудках коровы, а проходить через них транзитом  и  служить источником  доступной глюкозы в тонком кишечнике. Всасывание глюкозы  обеспечивает нормальный гомеостаз коровы,  повышение её продуктивности и профилактику кетоза, без опасности ожирения в последующую лактацию.

Таким образом, можно утверждать, что  перспективным направлением в нормализации обменных процессов у высокопродуктивных коров,  надёжным средством  повышения  их продуктивности,  средством сохранения здоровья, профилактики кетоза и  увеличения сроков хозяйственного использования животных до 4-5 лактаций может быть создание  энергетиков, основой которых являются защищённые от распада в рубце моносахариды и (или) крахмал.  Такие добавки способны  расщепляться  в кишечнике коров в ходе нормального по физиологическим особенностям   пищеварения, поставлять  в зону всасывания значительное количеств глюкозы, кардинально менять   энергетику крови без опасности  синтеза жиров.

Примерами таких энергетиков могут служить специфические  продукты  переработки сои и гороха.

Так в процессе производства соевого текстурата   по оригинальной технологии  образуется побочный продукт  - соевая мелясса.

 Соевая мелясса  представляет собой    густую сиропообразную массу  (Рис.2.) коричневого цвета со  специфическим запахом.

Рис.2. Общий вид соевой меляссы

По химическому составу этот продукт можно отнести к энергетическим концентратам с высоким уровнем белка и минеральных веществ (Табл.1.). 

Сравнительный химический состав и  питательность соевой  и свекловичной меляссы

Показатели

Свекловичная мелясса

Соевая мелясса, %

В абсолютно сухом веществе

В натуральном корме

В абсолютно сухом веществе

В натуральном корме

Сухое вещество, %

-

75,0

-

33,5

Сырой протеин, %

11,87

8,9

20,1

6,7

РП, %

 

96

 

68

НРП, %

 

4

 

32

НРП, г

 

3,84

 

21,76

Сырой жир, %

0,27

0,2

1,06

0,35

Сырая клетчатка, %

 

-

4,9

1,6

Сыра зола, %

10,0

7,5

15,9

5,3

Сырые БЭВ, %

78,13

58,6

58,04

19,55

В том числе редуцирующего  сахара, %

 

 

28,0

 

 

21,0

 

 

25,2

 

 

8,5

КДК, %

2,8

2,1

5,1

1,7

НДК,%

1,07

0,8

5,3

1,8

Кальций, %

0,33

0,25

3,9

1,3

Фосфор, %

0,027

0,02

8,6

2,9

КАБ, мэкв/кг  

1020,75

764,2

9637,47

3234,9

ОЭ, МДж

11,59

8,69

11,3

4,8

 

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что  химический состав меляссы соевой похож  на меляссу  свекловичную только по уровню обменной энергии. Однако, в сухом веществе  соевого продукта почти в 2 раза больше сырого протеина, степень распадаемости которого  ниже  на 28%. В результате можно утверждать, что  до 1/3 протеина  рассматриваемого продукта  проходит в сычуг через рубец транзитом  и используется как  чистый растворимый  белок тонкого кишечника.

 Представляет  определённый интерес рассмотрение  аминокислотного состава меляссы ( Табл.2.).

Таблица 2

Сравнительный аминокислотный состав  свекловичной и соевой меляссы, г/кг

Показатели

Свекловичная мелясса

Соевая мелясса, %

В абсолютно сухом веществе

В натуральном корме

В абсолютно сухом веществе

В натуральном корме

Лизин

4,0

3,0

6,0

2,0

Метиоин

1,73

1,3

1,2

0,4

Метионин+цистин

4,0

3,0

2,9

1,0

Треонин

 

-

5,6

1,9

Триптофан

 

-

0,4

0,1

Аргинин

4,0

3,0

9,0

3,0

Валин

6,67

5,0

3,4

1,2

Гистидин

 

 

3,3

1,1

Изолецин

4,0

3,0

5,7

1,9

Лейцин

5,33

4,0

4,7

1,6

Фенилаланин

 

-

3,8

1,3

Итого незаменимых

25,73

19,3

43,1

14,5

% незаменимых от общего содержания протеина

 

 

21,68

 

 

21,68

 

 

21,44

 

 

21,64

 

 Соевая мелясса в два раза  проигрывает свекловичной  по уровню сахара, но она  имеет более существенную концентрацию сырой золы, а в её составе  кальция и, особенно, фосфора, который растворим и  совершенно не связан  в фитиновые соединения.

Следует заметить, что и состав углеводной части  сравниваемых продуктов отличается между собой (Табл.2.).

Таблица 2

Состав сахаров соевой и свекловичной меляссы

Показатели

Свекловичная мелясса, %

Соевая мелясса, %

Сахароза

45,0

13,5

Фруктоза

7,62

1,96

Глюкоза

0,38

0,92

Раффиноза

1,0

1,86

Стахиоза

0,2

-

Сумма сахаров

54,2

18,24

В соевой меляссе  в  2,4 раза меньше редуцируемых  сахаров,  в том числе  в  3,3-3.8 раза меньше сахарозы и фруктозы. Это означает, что  в соевой  меляссе  содержится значительно меньший уровень быстрорасщепляемого  сахара, способного интенсифицировать  молочнокислые бактерии рубца  с образованием молочной кислоты. Следовательно, такая мелясса  не способствует быстрому падению рН рубца и не является   фактором, стимулирующим  ацидотические процессы. В тоже время она  может быть надёжным источником  энергетического питания всего  микробного циноза преджелудков – как сахар медленный.

Соевую меляссу можно вводить в рацион скота взамен меляссы свекловичной в тех же дозах -1,5-2 кг на 1 голову в стуки или  5-10%  по массе сухого вещества рациона.

 При этом указанный продукт  можно добавлять  в качестве энергетика  в рацион  сухостойной корове из расчёта 0,8-1,2 кг на голову в сутки – в качестве фактора нормализации рубцовой микрофлоры и медленно расщепляемого сахара.  Соевая мелясса обладает хорошей             растворимостью в воде, поэтому при попадании её в желудочно-кишечный трак коровы со смешанным рационом   её часть (до 30%)  не останавливается в преджелудках, а попадает с током рубцовой жидкости в сычуг и далее тонкий кишечник. Это приводит к  переносу части  наиболее ценных углеводов (глюкозы, сахарозы) в зону переваривания тонкой кишки. Следовательно,  олигосахариды  соевой меляссы становятся хорошим подспорьем для  пополнения  запаса глюкозы крови в критический момент жизни коровы.   

Ещё большую пользу мелясса сои может принести при введении её в рацион высокопродуктивных коров в транзитную фазу  первых 100 дней лактации коров, когда  дефицит энергии достигает своего апогея. 

Олигосахариды меляссы  как бы разделяются  на две части: первая из которых служит  источником лёгкой энергии для жизнедеятельности бактерий преджелудков, а вторая,  не подвергшаяся ферментации, расщепляется ферментами тонкой кишки с образованием легковсысываемой глюкозы. Она пополняет глюкозное поле коровы и даёт толчок к усилению продукции молока

Таким образом, соевую меляссу следует рассматривать как мощное энергетическое средство, пригодное для использования в кормлении коров весь физиологический цикл и особенно   в  транзитный  период.  Доза включения её в рацион сухостойных коров составляет 1-1,5 кг на голову, а в рационе дойных коров  её добавляют из расчёта 20% потребности в сахаре. Это обычно составляет 1,5-1,8  кг на голову в сутки.

 Промышленное производство соевой меляссы по оригинальной технологии с указанными выше питательными и технологическими характеристиками  налажено в Российской федерации (Калужская область).   


 
         
Подобед Л. И. © 2008-2024 Rambler's Top100 Создание сайта - ODELN

Fatal error: Call to undefined function http_response_code() in /home/grandins/podobed.org/www/includes/pagination.php on line 4